Лев Николаевич Толстой

1.Лев Николаевич Толстой – выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество – все живое и мудрое – открыла Толстому Ясная Поляна.
По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской – к старинному роду графов Толстых. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

3. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой  участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин. Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.Своего отца  дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.
Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью.  Она умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.

3. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша – тетушка Пелагея Ильинична Юшкова. Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной».

4,5. Был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.
Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией.К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

6, 7. После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством и музыкой. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил.

8. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. На Кавказе началась военная служба Толстого.
Участие в Крымской войне – важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества.
Его повести «Детство» и «Отрочество», «Севастопольские рассказы» издавались для детей с 1856 года, печатались отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам. Для маленьких читателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах.
В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие. Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии(смотрел устройства школ). Прибыв на родину после заграничных поездок поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна».
В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.
В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала. Его повести «Детство» и «Отрочество», «Севастопольские рассказы» издавались для детей с 1856 года, печатались отдельными главами в хрестоматиях, в приложениях к детским журналам. Для маленьких читателей Толстой продолжал писать и после закрытия журнала.
11 В 1872 году вышла в свет «Азбука» Л. Н. Толстого. Книга включала собственно азбуку, произведения для русского и славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. «Горды мечты мои об этой - «Азбуке»...- писал Толстой Н. Н. Страхову, по этой «Азбуке» только будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления получат от нее...» Однако педагогическая критика сурово встретила «Азбуку» Толстого. Тем не менее, писатель переработал ее, выпустив «Новую азбуку» и отдельно «Русские книги для чтения» в 4-х частях (1875). «Русские книги» переиздавались много раз и до сих пор сохраняют свою ценность как в отдельных изданиях, так и выборочно в учебных книгах для чтения школьников.
12 В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда.
В 1901–1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

14 В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.
Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение.

15  28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

Сочинения
Произведения для детей Толстой начал писать в Яснополянской школе, которую создал сам. В 1872 году вышла «Азбука» в 4-х книгах - результат 14 летнего труда.  Критика, как официальная, так и демократическая - встретила этот труд столь сурово, что он снова начал над ним работать- для исправленного переиздания. Заново переписал «Азбуку», назвав ее «Новой Азбукой», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году. По нему училось несколько поколений.

В 1923 при переиздании ранних рассказов Толстой выделил два цикла: «Русалочьи сказки» (с волшебно-мифологическим сюжетами) и «Сорочьи сказки» (о животных). Оба цикла предназначены взрослым, но многие сказки нашли отклик у детей.  В цикле «Сорочьи сказки» повествуется в основном о птичьем и зверином царствах, хотя героями иногда есть люди, есть сказки о муравье, о грибах, о домашней утвари.

У Толстого еще есть рассказы для детей: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Жар-птица», «Прожорливый башмак» и др. птицы, звери, игрушки, рисунки одушевлены и очеловечены в этих рассказах так, как это происходит в детском воображении

Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. В начале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы как «У вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. Былях, баснях - смысл углубляется, содержание захватывает новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам. Но и эстетическим. Самые известные произведения для дошкольников оттуда- «Три медведя», «Корова», «Филиппок».


В рассказе «Филиппок» тоже реальная история. Мальчику стало скучно в избе штаны протирать, и он решил пойти в школу. Пришел, и так растерялся, что на все вопросы учителя  молчал и плакал. Добрый учитель оставил его в классе: мол, садись возле брата на лавку, а я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу.
Но несмотря на краткость в рассказе создан характер мальчика. Как ток Филиппок въехал, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, когда «вышел к жужжим» дворам, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки хватает отцовскую.

В сенцах школы как порядочный снимает головной убор и после этого открывает дверь.

Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал говорить «Богородицу», чтобы показать, что молитвы знает, но запинался в каждом слове. Учитель: Ты погоди хвалиться, а поучись.


Басни.  В них мораль предлагается в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта. Толстой стремился к тому, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности мудрости».

Произведения Толстого для детей:

1).Научно-познавательные рассказы: «Тепло», «Как волки учат своих детей»,»Какая бывает роса на траве» и др.

2).Рассказы о животных: «Лев и собачка», «Котенок», «Булька» и др.

3).Рассказы о детях: «Акула», «Прыжок», «Филиппок» и др.

4).Типы сказок Толстого для детей:

познавательные сказки ( «Волга и Вазуза», «Шат и Дон»,»Золотоволосая царевна» и др. );

обработки русских народных сказок («Липунюшка», «Лиса и Тетерев», «Как мужик гусей делил» и др.);

переработки сказок зарубежных писателей ( «Новое царское платье»,»Еж и заяц»,»Три медведя» и др.);

сказки по мотивам восточных сказок («Два брата»,»Визирь Абдул» и др.).

5).Басни («Ученый сын»,»Муравей и Голубка»,»Отец и сыновья» и др.).

6).Повесть «Кавказский пленник».История создания, образы Жилина и Костылина, язык книги.

4.Автобиографическая трилогия :»Детство»,»Отрочество»,»Юность».История создания, образ Николеньки Иртеньева (самостоятельно).

5.Значение творчества.

В ходе довольно продолжительной работы с детьми Толстой выработал ряд принципов, которые затем легли в основу его учебных книг - «Азбука» и «Новая азбука». «Азбука»(1872)состояла из собственно азбуки, рассказов для русского чтения, текстов для славянского чтения, материалов по арифметике. Писатель включил в состав книги рассказы, написанные крестьянскими детьми, произведения русского фольклора, отечественных и зарубежных авторов.
«Новую азбуку». Он учел сделанные критиками, учителями замечания. Изменил структуру учебника, содержание - учел принцип постепенного усложнения материала и т.д. Новый вариант азбуки был одобрен Министерством. При жизни писателя книга выходила 28 раз. Всего для детей Толстой написал более 600 произведений самых разных жанров. Рассказы о детях вызывают особый интерес. Их главные герои в основном крестьянские дети. Они сообразительны, настойчивы, добры. Как, например, герой рассказа «Филиппок», который очень хотел пойти в школу вместе со старшими братьями. В рассказе «Прыжок» показана другая ситуация и другой тип ребенка. Главный герой-сын капитана корабля. Он очень гордый и смелый. Когда обезьяна взяла его бескозырку и повесила на мачту, матросы стали смеяться. Мальчик решает, во что бы то ни стало, достать свой головной убор. Этот опрометчивый поступок едва не стоил ему жизни. Сказки писателя разнообразны по форме и содержанию : обработка русских народных сказок («Липунюшка», «Вершки и Корешки»); обработка сказок писателей других стран («Еж и заяц», «Новое платье короля»);собственные оригинальные научно -познавательные сказки («Шат и Дон», «Волга и Вазуза»).Разрабатывает Толстой и жанр прозаической басни. За основу берет басни Эзопа, Лафонтена, индийского писателя Бидпая и др. Доля басен характерен динамичный сюжет, обилие диалогов, дидактизм. Мораль вытекает из действия - «Лгун», содержится в словах одного из персонажей- «Белка и Волк».Лучшим своим произведением для детей толстой считал повесть «Кавказский пленник» (1872).Тема Кавказа, сложных отношений между русским и татарами - в центре книги. Прием контраста - основной. В книге два главных героя - офицеры Жилин и Костылин. Жилин - коренастый, сильный, смелый офицер. Смог бежать из плена. Костылин был полный, трусоватый, ленивый. Его выкупили родители у татар за очень большие деньги. Очень точно описал Толстой и Татр. Объяснил, почему некоторые из них так ненавидят русских, показал, кто сочувствует пленным. Удался писателю образ девочки-татарки Дины, которая помогла Жилину бежать из плена. Все написанное Толстым для детей и о детях заслуживает самых высоких оценок. Тема детства получила философски глубокое звучание. Писатель ввел в детскую литературу новые темы, новых героев, обогатил нравственную проблематику книг для детей. Его учебные книги не раз переиздавались.